Блог

Права наблюдателя

2021-08-17 20:00
В соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах наблюдатель вправе:
•    Знакомиться со списками избирателей, участников референдума, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования, сведениями об избирателях, участниках референдума, подавших заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения;
•    находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, участка референдума в день голосования;
•    наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям, участникам референдума;
•    присутствовать при голосовании избирателей, участников референдума вне помещения для голосования;
•    наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, участников референдума, бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, погашенных бюллетеней;
•    наблюдать за подсчетом голосов избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей, участников референдума;
•    знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей, участников референдума;
•    наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов;
•    обращаться к председателю участковой комиссии (далее – УК), а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
•    знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов;
•    носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, общественного объединения, субъекта общественного контроля, направивших наблюдателя в комиссию;
•    обжаловать в порядке, установленном федеральным законом действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию, Избирательную комиссию Ульяновской области, ЦИК России или в суд;
•    присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума в соответствующих комиссиях;
•    производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем УК) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря УК.
Форма нагрудного знака наблюдателя устанавливается комиссией, организующей выборы, референдум.
В соответствии с законодательством наблюдатель не вправе:
•    выдавать избирателям, участникам референдума бюллетени;
•    расписываться за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеня;
•    заполнять за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, бюллетень;
•    предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
•    принимать непосредственное участие в подсчете бюллетеней, проводимом членами УК с правом решающего голоса;
•    совершать действия, препятствующие работе комиссии;
•    проводить агитацию среди избирателей, участников референдума;
•    участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.

Наблюдатель должен четко усвоить эти ограничения и воспринимать их запрет на вмешательство в ход голосования и подсчета голосов.

Наблюдатель должен знать:
•    адрес помещения УК и помещения для голосования;
•    фамилию, имя, отчество председателя, заместителя председателя и секретаря участковой, территориальной комиссий;
•    что в помещении для голосования, кроме наблюдателя, вправе также присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, кандидат либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам или доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума, представители средств массовой информации (аккредитованные в установленном порядке), иностранные (международные) наблюдатели, с которыми следует взаимодействовать в целях осуществления результативного наблюдения.
Нужно быть объективным, вежливым и корректным, добросовестно и ответственно проводить наблюдение, не допускать конфликтных ситуаций во взаимодействии с членами УК.
Необходимо фиксировать сведения, сообщаемые УК, а также свои наблюдения и оценки происходящего, вести учет числа проголосовавших избирателей, участников референдума.
От наблюдателя требуется умение сделать все, чтобы его присутствие в комиссии способствовало предупреждению нарушений, недопущению грубых ошибок, четкому соблюдению комиссиями и иными участниками выборов, референдума, установленной законом процедуры голосования и подсчета голосов.
Наблюдателю необходимо иметь при себе:
•    направление о назначении наблюдателя;
•    паспорт или заменяющий его документ;
•    памятку наблюдателя или рабочую тетрадь наблюдателя;
•    бланки жалоб (заявлений) о выявленных нарушениях (либо чистые листы бумаги);
•    часы, калькулятор, мобильный телефон, шариковые ручки и листы чистой бумаги (по желанию).
С момента начала работы УК в день голосования наблюдателю должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования, ему следует представиться председателю УК, предъявить направление и паспорт.

В день голосования наблюдателю следует заблаговременно (за 20-30 минут до начала голосования, а в случае применения технического средства подсчета голосов на избирательном участке, участке референдума, - за 1 час) прибыть в помещение для голосования и до времени начала голосования ознакомиться с оборудованием помещения для голосования, убедиться, что оно размещено в соответствии со статьей 61 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а места выдачи бюллетеней, кабины и стационарные ящики для голосования находятся в поле зрения членов УК и наблюдателей.

Кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования должны быть освещены и снабжены письменными принадлежностями, за исключением карандашей.
Вывешенная в помещении для голосования увеличенная форма протокола УК об итогах голосования должна быть расположена так, чтобы наблюдатели могли прочитать содержащуюся в ней информацию.

В помещении для голосования либо непосредственно перед ним УК оборудует информационный стенд. В соответствии с требованиями законодательства на нем размещается необходимая информация обо всех зарегистрированных кандидатах, списках кандидатов, внесенных в избирательный бюллетень, образец заполнения бюллетеня, ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах, иная предусмотренная законодательством информация.
Наблюдатель должен знать, что зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, доверенным лицам и уполномоченным представителям избирательных объединений, доверенным лицам зарегистрированных кандидатов, членам и уполномоченным представителям инициативной группы по проведению референдума, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления или органов контроля которых являются указанные лица и организации, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, запрещается предпринимать действия, направленные на обеспечение доставки избирателей, участников референдума для участия в голосовании.

В случае обнаружения фактов нарушения этого запрета наблюдатель вправе поставить об этом в известность председателя УК, сотрудников правоохранительных органов.
При подходе к помещению для голосования наблюдателю следует обратить внимание, не проводится ли агитация, проведение которой в день голосования запрещено законом.
Наблюдатель должен изучать и оценивать обстановку в помещении для голосования, наблюдать за выдачей избирателям, участникам референдума, включенным в список избирателей, участников референдума, бюллетеней, которые должны выдаваться по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации. 

В течение дня голосования УК по телефону передает в вышестоящую комиссию в 8.00 (по местному времени) информацию об открытии помещения для голосования, а днем – в отчетные часы, установленные комиссией, организующей выборы, референдум, – об участии избирателей, участников референдума в выборах, референдуме.
! Наблюдатель должен знать порядок действий членов УК с правом решающего голоса в день голосования.
Голосование проводится с 8 час. 00 мин. до 20 час. 00 мин. по местному времени.

Наблюдателям доступ в помещения для голосования должен быть обеспечен не менее чем за 1 час до начала голосования.

В день голосования непосредственно перед наступлением времени голосования председатель УК предъявляет к осмотру членам УК, присутствующим лицам, пустые ящики для голосования (соответствующие отсеки технического средства подсчета голосов - при его использовании), которые вслед за этим опечатываются печатью УК (пломбируются), а в случае, если законом предусмотрено, что избиратель, участник референдума, которые будут находиться в день голосования вне места своего жительства, вправе подать в комиссию заявление о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения, - также информирует о числе избирателей, участников референдума, включенных в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума, о числе избирателей, участников референдума, исключенных из списка избирателей, участников референдума в связи с подачей заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения на ином избирательном участке, участке референдума, а также о числе избирателей, участников референдума, подавших заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения на данном избирательном участке, участке референдума.
Члены УК с правом решающего голоса получают бюллетени по ведомости, в которой они расписываются в их получении, и списки избирателей, участников референдума, которые могут быть сброшюрованы в отдельные книги. Каждая такая книга должна быть снабжена титульным листом и сброшюрована (прошита), что подтверждается печатью соответствующей УК и подписью ее председателя.
Перед выдачей бюллетеней член УК с правом решающего голоса должен удостовериться, что заявление (устное обращение) избирателя, участника референдума о голосовании вне помещения для голосования не зарегистрировано в реестре заявлений о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, и к нему не направлены члены УК.
Каждый избиратель, участник референдума голосует лично при предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации или заменяющего его документа и заполняет бюллетень в кабине или ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо.
Исключение возможно, если избиратель, участник референдума не может самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить его.
В таком случае он может воспользоваться помощью другого лица, не являющегося членом комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения, наблюдателем. В этом случае избиратель, участник референдума устно извещает комиссию о своем намерении воспользоваться помощью другого лица для заполнения бюллетеня. При этом в соответствующей (соответствующих) графе (графах) списка избирателей, участников референдума указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта (заменяющего его документа) лица, оказывающего помощь избирателю, участнику референдума.
При получении бюллетеня избиратель, участник референдума проставляет в списке избирателей, участников референдума серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
С согласия избирателя, участника референдума либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в список избирателей, участников референдума членом УК с правом решающего голоса.
Избиратель, участник референдума проверяет правильность произведенной записи и расписывается в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума в получении бюллетеня.
В случае проведения голосования одновременно по нескольким бюллетеням избиратель расписывается за каждый бюллетень.
Член УК, выдавший избирателю, участнику референдума бюллетень (бюллетени), также расписывается в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума.
Заполненный бюллетень избиратель, участник референдума опускает в опечатанный стационарный ящик для голосования либо в техническое средство подсчета голосов (при его использовании).
Стационарные ящики для голосования должны быть всегда на виду у наблюдателя, члены УК не вправе их уносить из помещения для голосования или вскрывать до окончания голосования.     

Если избиратель, участник референдума считает, что при заполнении бюллетеня допустил ошибку, он вправе обратиться к члену УК, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного.
Член комиссии выдает избирателю, участнику референдума новый бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей, участников референдума напротив фамилии данного избирателя, участника референдума. Испорченный бюллетень, на котором член комиссии с правом решающего голоса делает соответствующую запись и заверяет ее своей подписью, заверяется также подписью секретаря УК, после чего такой бюллетень незамедлительно погашается.
Член УК немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах.

Решение об отстранении члена УК от участия в работе данной комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования принимается судом по месту нахождения УК.

Исполнение соответствующего судебного решения обеспечивают правоохранительные органы. Правоохранительные органы также обеспечивают в соответствии с федеральными законами безопасность граждан и общественный порядок в помещении для голосования и на территории избирательного участка, участка референдума.
За порядком в помещении для голосования наблюдает председатель УК, все распоряжения, отданные им в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих.
В отсутствие председателя УК его полномочия исполняет заместитель либо секретарь или уполномоченный УК член комиссии с правом решающего голоса.
Наблюдателю следует соблюдать дисциплину в ходе реализации своих прав при наблюдении и понимать, что дисциплина и порядок в работе УК – залог четкой организации дня голосования и предупреждения возможных ошибок и нарушений законодательства, в том числе при форс-мажорных ситуациях.
Наблюдателю необходимо координировать свои действия с членом УК с правом совещательного голоса и доверенным лицом, уполномоченным представителем, назначенными соответствующим кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума.

Порядок ведения наблюдателем фото- и (или)видеосъемки в помещении для голосования
В целях обеспечения реализации принципа гласности в деятельности комиссий при подготовке и проведении выборов, референдумов, подсчете голосов, установлении итогов голосования, результата референдума определении результатов выборов, наблюдатели могут вести фото- и (или) видеосъемку в помещении для голосования.
Наблюдатели могут вести фото- и (или) видеосъемку в помещении для голосования с места, определенного председателем УК, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря комиссии.

Во время голосования место для ведения наблюдателями фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования определяется таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения наблюдателей.
При подсчете голосов избирателей, участников референдума, составлении протокола об итогах голосования УК место для ведения наблюдателями фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования определяется таким образом, чтобы наблюдателям был обеспечен полный обзор действий УК, в том числе обозримость содержащихся в бюллетенях для голосования отметок избирателей, участников референдума.
Наблюдатели могут вести фото- и (или) видеосъемку в помещении для голосования таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования и отсутствовала возможность контроля за волеизъявлением избирателей, участников референдума.
Не рекомендуется вести фото- и (или) видеосъемку в местах, предназначенных для заполнения бюллетеней, фото- и (или) видеосъемку заполненных бюллетеней до начала подсчета голосов.
Осуществление наблюдения за голосованием вне помещения для голосования

УК обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, участникам референдума, которые имеют право быть включенными или включены в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума и не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) прибыть в помещение для голосования.
УК также обеспечивает возможность участия в голосовании избирателям, участникам референдума, которые включены в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума и находятся в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых.
Голосование вне помещения для голосования проводится (за исключением предусмотренного пунктом 1 статьи 65 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» досрочного голосования избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях и т.д.) только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя, участника референдума о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования.
Письменное заявление или устное обращение подается в УК в любое время в течение 10 дней до дня голосования, но не позднее чем в 14 часов (по местному времени) в день голосования.
Заявление (устное обращение), поступившее позднее указанного срока, не подлежит удовлетворению, о чем избиратель, участник референдума либо лицо, оказавшее содействие в передаче обращения, уведомляется устно непосредственно в момент принятия заявления (устного обращения).
УК регистрирует все поданные заявления (устные обращения) непосредственно в день подачи заявления (устного обращения) в специальном реестре, который по окончании голосования хранится вместе со списком избирателей, участников референдума.
При регистрации устного обращения в реестре указываются время поступления данного обращения, фамилия, имя, отчество избирателя, участника референдума, заявившего о своем желании проголосовать вне помещения для голосования, адрес его места жительства, а также подпись члена комиссии, принявшего обращение. Если обращение передано при содействии другого лица, в реестре также указываются фамилия, имя, отчество и адрес места жительства этого лица. По прибытии членов комиссии к избирателю, участнику референдума данное обращение подтверждается письменным заявлением.
В заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть указана причина, по которой избиратель, участник референдума не может прибыть в помещение для голосования.
В заявлении должны содержаться фамилия, имя и отчество избирателя, участника референдума, адрес его места жительства.
УК вправе признать неуважительной причину, по которой избиратель, участник референдума не может самостоятельно прибыть в помещение для голосования, и на этом основании отказать избирателю, участнику референдума в проведении голосования вне помещения для голосования. О принятом решении об отказе в проведении такого голосования комиссия немедленно извещает избирателя, участника референдума.
Председатель УК обязан объявить о том, что члены УК будут проводить голосование вне помещения для голосования, не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования, а также предложить членам УК с правом совещательного голоса и наблюдателям присутствовать при его проведении.

К избирателю, участнику референдума выезжают не менее 2 членов УК с правом решающего голоса.
Голосование вне помещения для голосования может быть проведено 1 членом УК с правом решающего голоса, если при этом присутствуют не менее 2 лиц из числа членов УК с правом совещательного голоса или наблюдателей, назначенных разными кандидатами, избирательными объединениями, инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума, субъектами общественного контроля, общественными объединениями.
При этом лицами, назначенными разными зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, не признаются члены комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, назначенные кандидатом, выдвинутым избирательным объединением, и члены комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, назначенные этим избирательным объединением.
Советы наблюдателю:
•    участвуйте в наблюдении за голосованием вне помещения для голосования, о чем заблаговременно уведомите председателя УК;
•    в течение дня голосования знакомьтесь с реестром заявлений (устных обращений) избирателей, участников референдума о голосовании вне помещения для голосования;
•    обращайте внимание, получили ли члены УК с правом решающего голоса, выезжающие для проведения голосования вне помещения для голосования, опечатанный переносной ящик, необходимое количество бюллетеней, выданных им под роспись, реестр или заверенную выписку из реестра, содержащую данные об избирателях, участниках референдума и поступивших обращениях о голосовании вне помещения для голосования, заявления и бланки заявлений о предоставлении им возможности проголосовать, письменные принадлежности (кроме карандашей).

Количество бюллетеней для голосования вне помещения может превышать количество заявлений для голосования вне помещения. Общее число полученных бюллетеней не может превышать более чем на 5 процентов число заявлений, полученных к моменту выезда (выхода) членов УК, (но не менее 2 бюллетеней) во избежание возникновения сомнений и подозрений со стороны лиц, присутствующих при проведении указанного голосования.
Наблюдатель должен знать порядок голосования вне помещения для голосования:

•    бюллетень для голосования вне помещения для голосования выдается только тем избирателям, участникам референдума, заявления (устные обращения) которых зарегистрированы УК в соответствующем реестре;
•    избиратель, участник референдума, голосующий вне помещения для голосования, заполняет свое заявление лично, указывая причину невозможности прибытия в помещение для голосования, проставляет серию и номер паспорта и своей подписью удостоверяет получение бюллетеня либо по его просьбе эти сведения вносятся членом УК с правом решающего голоса, при чем дату и подпись на заявлении избиратель, участник референдума проставляет лично;
•    члены УК с правом решающего голоса ставят свои подписи на заявлении, удостоверяя факт выдачи бюллетеня, а также делают отметки о получении нового бюллетеня взамен испорченного, если это имело место;
•    по окончании голосования с использованием каждого переносного ящика для голосования УК составляет акт, в котором указываются количество бюллетеней, выданных членам УК с правом решающего голоса, проводившим голосование вне помещения для голосования, количество письменных заявлений избирателей, участников референдума о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, количество выданных избирателям, участникам референдума и возвращенных (неиспользованных, испорченных избирателями, участниками референдума) бюллетеней, а также сведения о членах УК с правом решающего голоса, проводивших голосование вне помещения для голосования, членах УК с правом совещательного голоса и наблюдателях, присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосования;
•    серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, избирателя, участника референдума, проголосовавшего вне помещения для голосования, вносятся в список избирателей, участников референдума членами УК с правом решающего голоса, выезжавшими (выходившими) по заявлениям (устным обращениям) избирателей, участников референдума. Одновременно в соответствующей графе (графах) списка избирателей, участников референдума делается особая отметка: «Голосовал вне помещения для голосования», а также ставятся подписи указанных членов комиссии.
! Если избиратель, участник референдума, от которого поступило заявление (устное обращение) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение для голосования после направления к нему членов УК для проведения голосования вне помещения для голосования, член УК не вправе выдать данному избирателю, участнику референдума в помещении для голосования бюллетень до возвращения членов комиссии, выезжавших по заявлению (устному обращению) данного избирателя, участника референдума, и установления факта, что указанный избиратель, участник референдума не проголосовал вне помещения для голосования.
Действия наблюдателя при выявлении факта нарушения законодательства о выборах и референдумах
В случае выявления нарушения законодательства о выборах и референдумах наблюдатель должен обратиться к председателю УК за разъяснениями и, в случае объективного подтверждения факта нарушения, зафиксировать факт нарушения.
Факт нарушения фиксируется путем составления письменной жалобы, в которой указывается кем, где, когда и при каких обстоятельствах оно совершено, излагается суть нарушения.
Письменная жалоба подписывается наблюдателем, ставится дата и время (при необходимости) ее подписания.
Жалоба оформляется в двух экземплярах, один из которых вручается председателю УК (заместителю председателя, секретарю комиссии), на втором экземпляре делается отметка о ее получении.
После рассмотрения жалобы необходимо получить копию соответствующего решения УК.
В случае, если жалоба не рассмотрена УК в установленный срок, то бездействие УК можно обжаловать в соответствующую вышестоящую комиссию либо в суд.
Завершение работы наблюдателя
Наблюдатель может покинуть помещение УК только после того, как он убедится в том, что комиссия не будет составлять повторный протокол.

Если члены комиссии после убытия ее председателя с протоколом в вышестоящую комиссию не покидают помещение для голосования, то надо оставаться вместе с ними. Если члены комиссии расходятся, то следует еще раз предупредить их, что в случае составления повторного протокола они должны пригласить Вас на заседание комиссии.

Законодательство предусматривает возможность для наблюдателя присутствовать при передаче протокола УК в вышестоящую комиссию.